Министерство
сельского хозяйства
Российской
Федерации
Воронежский государственный аграрный
университет имени К.Д. Глинки
Кафедра Земельного
Кадастра
ДОКЛАД НА
ТЕМУ:
Земельная политика и совершенствование
земельных отношений в России на пороге XXI века.
Подготовил:
студент З-II-1
Проверил: ассистент, к.э.н.
Гвоздева О.В.
Воронеж-2008
Содержание
Введение
Земельная
политика и совершенствование земельных отношений в России на и пороге XXI века
Список
используемой литературы
Введение
Многовековая
практика свидетельствует о том, что главными источниками жизнеспособности и
процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы и
проживающее на них население. При этом под земельными ресурсами следует
понимать не только территорию (пространство) государства, но и все что
находится «над» и «под» этим пространством.
Обеспеченность
страны земельными ресурсами — важнейший экономический и политический фактор
развития общественного производства. Наличие земельных ресурсов дает широкий
простор для экономического развития регионов России.
Как
мне представляется, проблему земельных преобразований в России стратегически
следует решать не только в сфере
земельной собственности, а в сфере прав на способы и результаты использования
земельных ресурсов как объекта хозяйствования. На этом важном принципе и должна
базироваться современная земельная политика.
За последние 10 лет на территории России практически
созданы основы нового земельного строя:
1.
ликвидирована государственная монополия на землю,
2. осуществлен
переход к многообразию форм земельной собственности;
3. проведено
бесплатное перераспределение земли в пользу граждан;
4. введено
платное землепользование;
5. основная
часть сельскохозяйственных земель передана в частную собственность;
6. земли
лесного фонда, природоохранные и другие наиболее ценные земли находятся в
государственной собственности;
7. выполнены
значительные объемы земельно-кадастровых работ;
8. созданы
объективные условия для оборота земли.
Вместе с тем, в эти годы государство выпустило
из рук стратегическое управление земельно-ресурсным потенциалом. Это обернулось
ростом темпов деградации земель, свертыванием работ по повышению плодородия
почв и обустройству земель, крайней слабости материальной базы АПК, отсталости
его инфраструктуры, неэффективности городского землепользования.
Необходимо
согласиться с тем, что рыночные механизмы в чистом виде даже в развитых странах
не обеспечивают решение стратегических задач организации рационального
землепользования, охраны земель, устойчивой продовольственной и экологической
безопасности. В России, следовательно, необходимо реализовать такой принцип
эффективного землепользования, как органическое сочетание государственной
поддержки рационального землепользования и землесбережения и рыночных
механизмов саморегулирования.
Система
государственного регулирования должна, как минимум, включить следующие
направления:
1) правового
обеспечения;
2) финансово-кредитной поддержки;
3) инфраструктурного и информационного
обеспечения;
4) страхования от чрезвычайных происшествий и
стихийных бедствий;
5) научного обеспечения; организации подготовки
кадров.
При этом
необходимо постоянно учитывать весьма важное обстоятельство, которое
заключается в том, что экономика России — это много региональный организм,
функционирующий на стыке вертикальных (центр - регионы) и горизонтальных
взаимодействий. Пространственное многообразие России — главный ограничитель
радикализма в социально-экономическом реформировании, а также решающее
препятствие для доминирования какого-либо одного аспекта
социально-экономической политики, к примеру, частной собственности на землю. С
другой стороны, многовековой опыт развития стран мира показывает, что
нерегулируемые рыночные отношения в чистом виде не могут решить региональные
проблемы. Регулируемое территориальное развитие подвластно в решающей степени
только государственному воздействию.
В связи с
этим вырисовывается несколько крупных проблем, требующих безотлагательного
государственного рассмотрения.
I.
В первую очередь,
необходимо в короткий срок принять Земельный кодекс Российской Федерации.
II.
Другая важнейшая
задача государства состоит в осуществлении работы по выделению в составе
земельного фонда страны земель федерального значения, обеспечении управления
использованием этих земель и сбора соответствующих платежей в федеральный
бюджет.
III.
Кроме того,
предстоит большая работа по созданию в новых условиях инструментария
государственного управления земельным фондом страны:
1. государственного
кадастра,
2. государственного контроля за использованием
земель,
3. землеустройства, оценки и мониторинга земель
как системы взаимосвязанных между собой элементов для принятия государством
управленческих решений.
Надо будет законодательно установить правило —
принимать государственные управленческие решения и реализовывать права
собственника на федеральном, региональном и местном уровнях только на основе
материалов прогнозирования и планирования землепользования.
Сегодняшняя
сложная ситуация в сельской местности России — результат крупных просчетов
последних десятилетий, и особенно последнего, как в народнохозяйственной
экономической политике в целом, так и в аграрных вопросах в частности.
Повышение эффективности российского
сельскохозяйственного землепользования должно идти за счет решения комплекса
общих и частных проблем, таких как:
ü развитие многообразия форм собственности, в том числе
на землю;
ü совершенствование земельных отношений, в
первую очередь через развитие залоговых и арендных институтов;
ü реформирование
системы налогообложения путем установления единого сельскохозяйственного
(земельного) налога.
В связи с
последним важной для реформирования земельных отношений задачей является
осуществление на всей территории государственной кадастровой оценки земли и
обеспечение перехода на систему земельных платежей, формирующихся исходя из
рентной стоимости земли.
Анализ системы земельных платежей
(платность землепользования в России введена с 1992 года) показал, что она не
отвечает современным требованиям создания системы экономического регулирования
земельных отношений и управления земельными ресурсами.
Причины этого несоответствия состоят в том,
что:
Ø земельными платежами охвачено менее трети земельного
фонда;
Ø низки ставки
платежей;
Ø существует
огромное количество льготников, освобожденных от платежей;
Ø средства от
земельных платежей используются нецелевым образом;
Ø ограничен набор
форм платы за землю.
В связи с
этим, очевидно, что в действующую систему земельных платежей необходимо срочно
внести серьезные изменения. При их подготовке следует исходить из того, что:
v ставки земельных платежей должны быть экономически
значимыми и строго соответствовать рентной доходности соответствующего
земельного участка;
v земельные
платежи должны быть обязательными для всех без исключения землепользователей;
v льготное
налогообложение должно регулироваться только размерами и сроками уплаты
платежей и сборов;
v система
платежей за землю, кроме земельного налога и арендной платы, должна включать и
единовременные платежи за изменение целевого использования сельскохозяйственных
угодий, а также сборы от сделок с землей, за пользование земельной информацией,
штрафы;
v земельные
платежи необходимо устанавливать неизменными на срок трех-пяти лет.
Оживлению
земельного оборота в условиях нынешнего переходного состояния российской
экономики могут способствовать следующие мероприятия:
1.
формирование сети
земельных ипотечных банков при активном участии государства;
2.
осуществление кадастровой и рыночной оценки
земельных ресурсов;
3.
создание системы законодательной защиты прав
на земельную собственность;
4.
формирование единой федеральной системы
государственного земельного кадастра и регистрации прав на недвижимость;
5.
создание кредитных ресурсов за счет
привлечения средств населения через механизм снижения нормы ссудного процента и
роста нормы процента по депозитам, и на этой основе превращение кредитных
ресурсов в главный источник инвестиций, а также средств российских и
иностранных инвесторов.
Практика
последних лет показывает, что бессистемные, частные и локальные земельно-хозяйственные
мероприятия не могут принести значительного экономического и экологического
успеха. Управлять землепользованием, плодородием земли невозможно без создания
четко действующей системы планирования и землеустройства. Важное значение для России
на пороге XXI века приобретает разработка и принятие долгосрочной (до 2010
года) программы развития земельных преобразований. Земля не терпит суеты.
Реализация на пороге XXI века земельных преобразований
в России включает три ключевые направления:
I.
первое —
реформирование отношений собственности на землю;
II.
второе — учет и стоимостная оценка на рентной
основе земельно-ресурсного потенциала в составе национального богатства страны
и постановка его на государственный баланс;
III.
третье —
организация эффективного управления земельными ресурсами страны как
национальным достоянием, всеобщим пространственным базисом народного хозяйства
и главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, вне зависимости
от форм собственности.
Обеспечить проведение эффективной политики в области
земельных отношений возможно при реализации следующих институционных
требований:
I.
наличие единого
государственного земельного органа, ответственного за регулирование
землепользования и ведение земельного кадастра;
II.
создание доступного и открытого реестра всех
земельных участков страны и их владельцев и пользователей;
III.
проведение оценки земли независимым
государственным органом и на этой основе осуществление ежегодного учета рентной
стоимости всех земельных участков;
IV.
наличие простой апелляционной системы
земельного суда.
Список литературы
1.
Сай
С.И., руководитель Федеральной службы Земельного кадастра России. Журнал
"Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование".-М.,2000.
Скачать: Земельная политика.rar
Купите мне чашечку кофе, если статья оказалась полезной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий