суббота, 30 марта 2013 г.

ДОКЛАД НА ТЕМУ: История земельных отношений в эпоху становления капитализма в России.



Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Воронежский государственный аграрный университет имени К.Д. Глинки

                                                                            


Кафедра Земельного Кадастра



ДОКЛАД НА ТЕМУ:
История земельных отношений в эпоху становления капитализма в России.


                                                                  

                                                                 

                                                                  Подготовил: студент З-II-1

                                                                 Проверил: ассистент, к.э.н.
                                          Гвоздева О.В.










Воронеж-2008
Содержание



1.     Социально-экономические предпосылки отмены крепостного права 

2.     Подготовка и проведение реформы 1861 года

3.     Основные положения реформы отмены крепостного права в России

4.     Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 

5.     Регулирование  устройства  сельских  обществ  и волостей

6.     Историческое значение отмены крепостного права для развития капитализма в России

7.     Список используемой литературы

Социально-экономические предпосылки отмены крепостного права.

Положение народных масс ухудшалось в результате судорожных усилий помещиков поднять свои доходы путем увеличения барщины, оброка, урочных заданий, натуральных повинностей. На этом фоне тяготы, связанных с Крымской войной, носили зачастую катастрофический характер. Правительство ввело дополнительные ополчения и усилило рекрутские наборы, увеличило налоги, проводило реквизиции лошадей и скота для армии. Возросли подводная, дорожная и другие повинности. Война оторвала от мирного труда более 10 процентов взрослых мужчин, на 13 процентов сократила поголовье скота. Крестьянское хозяйство еще более разорилось. Несли большие убытки и помещики, так как за годы войны вывоз хлеба сократился в 13 раз, льна в 8 раз. О возможности широких волнений еще в начале Крымской войны Н. И. Чернышевский в журнале “Современник” писал о чрезвычайном истощении крестьян на основе данных статистического обследования, проводимого офицерами генерального штаба. В 1860 г. Основной пищей крестьян Рязанской губернии был ржаной хлеб и пустые щи. Употребление каши уже было признаком некоторого довольства и стало характерно для более зажиточных домов; мясная пища была чрезвычайной редкостью. Даже картофеля было недостаточно. Летом у крестьян недоставало и хлеба. Недоимки по государственным налогам в последние 20 лет перед реформой выросли по этой губернии в 7 раз. Таким же тяжелым было и положение трудящихся в других губерниях.

Результатом этого был значительный рост крестьянского движения. По далеко не полным сведениям ( без учета местных архивных данных ), в 1857 г. Было 192 массовых крестьянских выступлений, 1858 г.-528 и в 1859 г.-938. Такое резкое увеличение и привело к созданию революционной ситуации. В крестьянском движении кануна реформы появились и новые черты. Больше происходило открытых нападений на помещиков, участились вооруженные столкновения с войсками, выступления стали массовыми, охватывая иногда несколько сел. Изменилась и общая обстановка в деревне. Открытые массовые выступления опирались на еще большее массовое недовольство большинства крестьянства, появлявшееся в пассивных формах сопротивления. К последним относились, в частности, многочисленные случаи плохой работы на помещика. Крестьяне отказывались платить налоги, сообщая, что платить нечем, не выходили выполнять натуральные повинности, участились побеги.

Социальная психология дворянства не изменялась, тогда как социальная психология крестьян стала совсем другой. Раньше крестьяне мирились с тем, что их грабили и истязали, теперь отвечали на это восстаниями, поджогами, убийствами помещиков и управляющих, а чаще всего массовым неповиновением.












Подготовка и проведение реформы 1861 года.

После поражения в Крымской войне, проигранной Россией, несмотря на героизм народных масс и показавшей с предельной ясностью, что крепостной строй является тормозом экономического развития страны, царское правительство было вынуждено приступить к подготовке крестьянской реформы. Отношение царизма к реформе было исчерпывающе отражено в выступлении царя Александра II весной 1856 года перед представителями дворянства московской губернии: лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, когда оно начнет отменяться снизу. Подготовка реформы сначала велась тайно. Затем к ней были привлечены широкие круги дворянства: в 1858 году во всех губерниях (кроме Архангельской, где не было крепостных крестьян)
были созданы выборные дворянские комитеты для составления проектов реформы. Центральное руководство подготовкой реформы сосредоточилось в созданном в 1858 году Главном комитете по крестьянскому делу. Для сведения воедино материалов губернских
комитетов при Главном комитете были созданы редакционные комиссии. Ни торгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство к подготовке реформы не были допущены. А готовившие реформу дворяне стремились главным образом к тому, чтобы обеспечить собственные интересы. Центральным вопросом реформы, по которому шла борьба внутри помещичьего класса, был вопрос о том, освобождать
крестьян с землей или без земли. По этому вопросу шли споры между группами крепостников и либералов. К крепостникам принадлежала феодально-бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых в основном базировалось на отработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и
обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, но либералы при этом хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли. Конечно, оставить крестьян совершенно без земли было невозможно. Но помещики черноземных губерний, где земля высоко ценилась, стремились освободить крестьян с минимальным наделом и за выкуп. Такое «освобождение» сохраняло в руках помещиков почти всю землю и обеспечивало их хозяйство рабочими руками. Помещики не-
черноземных губерний, где земля не представляла такой ценности, считали возможным освобождение крестьянина с землей, но за высокий денежный выкуп; в этом случае помещики получали капитал для ведения капиталистического хозяйства на оставшейся у
них земле.

Существовала также классовая борьба вокруг реформы. Интересы народных масс в царских комитетах и комиссиях не представлял никто. Основная борьба вокруг реформы велась не между дворянскими группировками, а между помещиками и самодержавием,
с одной стороны, и крестьянством – с другой. Интересы крестьян выражали революционные демократы. Несмотря на жесткую цензуру, в своих выступлениях они призывали к полной ликвидации крепостничества и помещичьего землевладения, к передаче всей земли крестьянам без всякого выкупа. Борьба революционных демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительство отказаться от наиболее реакционных вариантов реформы и пойти на некоторые уступки крестьянству. Было принято компромиссное, примирившее всех помещиков решение освободить крестьян с минимальным наделом земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков как рабочими руками, так и капиталом. Закон об отмене крепостного права – «Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости» – был подписан Александром II 19 февраля 1861 года.
Этот закон состоял из отдельных «Положений», касавшихся трех основных групп вопросов:

1.Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков.
2.Наделения крестьян землей и определения крестьянских повинностей.
3.Выкупа крестьянских наделов.

Основные положения реформы отмены крепостного
права в России.

1.Упразднение  личной зависимости.

Реформа предоставила крестьянам личную свободу и право распоряжаться своим имуществом, покупать и продавать движимость и недвижимость, заниматься торгово-промышленной деятельностью. Однако, освободив крестьян от крепостной зависимости,
реформа сделала их зависимыми от сельской общины. Землею наделялась община, которая распределяла ее между отдельными хозяйствами, производя периодические переделы; без согласия общины крестьянин не имел права продать или передать
свою землю, уйти из деревни. Через общину в определенной степени сохранилась и власть
помещика над крестьянством. Помещик имел также право отвода
неугодных ему старост и других выборных лиц в общине, без его
согласия нельзя было изменить севооборот или распахать пустырь. Община несла круговую поруку за уплату податей каждым крестьянином. Существование общины было выгодно помещикам, которых община обеспечивала рабочей силой, и государству, которому она гарантировала поступление налогов. Для крестьян община стала серьезным ограничителем юридической свободы.

2.Наделы и повинности крестьян.

При определении норм наделов формально исходили из степени плодородия земли в различных районах страны, а фактически - только из интересов помещиков. Были определены нормы наделов для губерний великороссийских, юго-западных - малороссийских - и западных. Великороссийские губернии по нормам наделов делились в свою очередь на три группы, в зависимости от того, в какой полосе они находились: в черноземной, нечерноземной или степной. Наделялись землей только мужчины. Размеры душевых наделов колебались в зависимости от плодородия почвы и хозяйственных особенностей различных регионов. В черноземной и нечерноземной полосах соотношение высшей и низшей нормы надела составляло 1:3. В степной полосе была установлена единая и сравнительно высока норма наделов, что объяснялось нехваткой
здесь рабочих рук и заинтересованностью помещиков в привлечении в этот район крестьян.
В большинстве случаев до реформы у крестьян было больше земли, чем это предусматривалось высшей нормой надела по "Положению". Разницу помещики получили право отрезать в свою пользу. Если после наделения крестьян землей у помещика ее оставалось менее, чем 1/3 в черноземной или нечерноземной полосе; 1/2 в степной, то он имел право уменьшить крестьянские наделы, даже если они не превышали нормы. Отрезанная в результате реформы 1861 года земля получила название отрезков.
Отнюдь не все бывшие крепостные получили землю в результате реформы. Совершенно лишились прав на надел дворовые слуги и "месячники". Беззастенчивое ограбление крестьян выразилось и в том, что при наделении их землей помещики захватывали лучшие земли. Помещики вгоняли свои земли "клином" в крестьянские,
что создавало затруднения для крестьянских хозяйств и вынуждало крестьян арендовать помещичью землю по ростовщическим ценам. До выкупа земли у помещика крестьяне оставались "временнообязанными" и должны были по-прежнему выполнять барщину и
платить денежный оброк. Величина оброка была большей, чем до реформы, и колебалась в зависимости от местности. Средством ограбления крестьян была также установленная при исчислении оброка так называемая градация при наделах менее 4 десятин. Ее суть состояла в том, что за первые десятины надела вносился больший оброк, чем за последующие. В частности, на первую десятину приходилось 50-65% всей суммы оброка. Таким образом, меньший надел обходился крестьянину дороже. Отработочные повинности временнообязанных за высший надел в барщинных имениях нечерноземной полосы устанавливались в объеме 40 мужских и 30 женских дней в год, из них 3/5 нужно было отрабатывать летом. В результате малоземелья и отработочной системы крестьянское хозяйство было обречено на зависимость от крупного землевладения.

3. Выкуп крестьянских наделов.

По специальному "Положению о выкупе" выкуп усадьбы был обязательным, а выкуп надела зависел от желания помещика. Величина выкупа определялась размером капитализированного оброка из расчета 6% годовых, т.е. должна была быть равной капиталу, приносящему при 6% годовых, которые в то время выплачивали банки, доход в размере прежней суммы оброка. Так, при размере крестьянского оброка в 10 руб. выкупная сумма равнялась 166 руб. 66 коп. Положив эту сумму в банк при 6% годовых,
помещик получал бы ежегодно 10 руб., т.е. сумму прежнего оброка. Поскольку выкупная цена была значительно выше, чем рыночные цены на землю, то она включала в себя фактически выкуп ни только земли, но и личности крестьянина. Сущность выкупной
операции заключалась в неслыханно наглом ограблении огромной массы крестьянства России. Крестьяне в основной массе не могли сразу внести выкупную сумму, поэтому государство взяло на себя роль посредника в выкупной операции. Царская казна выплатила помещикам 80% выкупной суммы, остальные 20% выкупа выплачивали
крестьяне. Поэтому помещики получили необходимый капитал сразу, без всякой рассрочки. Сумма, выплаченная государством помещикам, была объявлена крестьянским
долгом казне, который нужно было погасить в течении 49 лет при 6% годовых. Выкупные платежи крестьян прекратились только к 1906 году, когда была внесена сумма, что втрое превышало рыночную цену надельной земли перед реформой. Выкупная операция проходила с неодинаковой быстротой в разных районах страны. В тех районах, где товарно-денежные отношения были развиты слабее и господствовала барщинная форма
эксплуатации, крестьяне не имели средств для выкупа наделов, нередко и помещики не были заинтересованы в выкупе, считая для себя более выгодным использовать повинности временнообязанных крестьян. Кроме того, за многими помещичьими имениями числились огромные долги кредитным учреждениям и, получив выкуп,
помещики должны были бы немедленно рассчитаться с долгами, что зачастую означало разорение.
----------------
Реформа изменила положение не только помещичьих, но и государственных и удельных крестьян, а также рабочих посессионных и вотчинных мануфактур.
Согласно специальному положению 1863 года, удельные крестьяне в течение двух лет должны были выкупить свои наделы и перейти в разряд крестьян-собственников. Государственные крестьяне могли выкупить свои земельные участки, внося капитализированную, с учетом процентов, сумму оброка, однако это было под силу весьма немногим. Большинство сохранило свои наделы и выплачивало за них оброчную подать. Рабочие вотчинных мануфактур наделялись землей, если они пользовались ею до 1861 года. Посессионные рабочие, которые пользовались землей до реформы, получали надел.

           
Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.
 
Положение определяло в общих чертах  личные  и  имущественные  права  и обязанности вышедших  из  крепостной  зависимости  крестьян,  образование  и функции сельских и волостных органов крестьянского самоуправления,  характер “попечительства” над крестьянами их бывших  помещиков  на  период  временно-обязанного состояния, а также порядок отбывания казенных, земских и  мирских повинностей. Прочие Положения  и Дополнительные  правила,  утвержденные  19февраля  1861  г.,  являлись  развитием  и  детальной  конкретизацией  норм, которые изложены в Общем положении.
Освобождение крестьян от крепостной  зависимости  и  предоставление  им права заводить торговые и промышленные предприятия, заключать  имущественные сделки, выступать  от  своего  имени  в  судах,  возбуждать  судебные  иски, приобретать недвижимую собственность, переходить в  другие  сословия  —  все  это  давало  больший   простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода  крестьян  на

заработки, складыванию рынка рабочей силы, т. е. в конечном счете  создавало более благоприятные условия для развития капитализма в России. Вместе с  тем в   течение   переходного периода   еще   продолжали   сохраняться   черты внеэкономического принуждения: временно-обязанное состояние крестьян,  право вотчинной  полиции помещика,  зависимость  крестьян  и   сельских   органов крестьянского  самоуправления  от  местной   администрации.   Но   и   после переходного  периода  сохранялась   сословная   неравноправность   крестьян, прикрепление их к  общине,  к  наделу. Крестьянство  продолжало  оставаться низшим,  податным  сословием,  которое  обязано  было  нести  разного   рода денежные и натуральные  повинности,  подвергалось  телесным  наказаниям,  от чего были освобождены привилегированные сословия — дворянство,  духовенство, купечество.
В Общем положении о крестьянах,  вышедших  из  крепостной  зависимости,

отразился противоречивый характер реформы — вводя нормы  буржуазного  права, оно одновременно сохраняло и ряд крепостнических черт.
Статьи 1—2 предоставляют личную свободу крепостным крестьянам, однако с

теми ограничениями, которые определялись нормами как данного Положения,  так

и других актов крестьянской реформы.
Личную свободу, а также ряд имущественных прав, указанных в последующих

статьях  Общего  положения,  крестьяне  получали  с  момента   обнародования

Манифеста и Положений  19  февраля  1861г.  Необходимо  подчеркнуть  большую

значимость акта предоставления крестьянам личной свободы и связанных  с  ней

гражданских и иных прав, предусмотренных статьями 21—39  данного  Положения.

Борьба крестьян за “волю” была ведущим направлением в  многовековой  истории

крестьянского движения.
С момента обнародования  закона  об  отмене  крепостного  права  бывший крепостной крестьянин,  у  которого  ранее  помещик  мог  отобрать  все  его достояние и его самого  продать,  заложить.  подарить,  проиграть  в  карты, сдать вне очереди в рекруты, без всякой со стороны крестьянина вины  сослать в  Сибирь,  получал  не  только  возможность  свободно  распоряжаться  своей личностью,  но  и  приобретал  ряд  других  личных  и  имущественных   прав. Последующие   буржуазные   реформы,   предоставлявшие    крестьянам    право участвовать в  суде  в  качестве  присяжных  заседателей,  избирать  и  быть избранными  в  земские  учреждения  и  т.  д.,  еще  более  расширяли  права крестьян, а главное —  консолидировали  крестьянство,  стирали  грани  между бывшими помещичьими, удельными и государственными крестьянами.

    По 10-й ревизии (1858 год)[4] в России насчитывалось  23069631  человек обоего пола крепостных крестьян,  в  том  числе  22  563  086  находились  в Европейской России и Сибири и 506 545 человек в Закавказском крае. Из  числа 22 563 086 человек обоего пола крепостных Европейской России  и  Сибири  542 599 человек числились “приписанными к частным заводам и фабрикам” и  40  544 человека — крепостными “разных ведомств”. Собственно помещичьих  крестьян  в Европейской России и в Сибири числилось 21 979 933 человека обоего пола,  из них “помещичьих крестьян на  общем  праве”  —  21  625  609  человек  и  “на условном праве” — 354324. Из 21625609 человек  помещичьих  крестьян  20  158 231  составляли  “поселенные  крестьяне”,  т.  е.  имевшие  свои  наделы   и исполнявшие феодальные повинности,  и  1  467  378  человек  обоего  пола  —

дворовые люди. Всех дворян, владевших крепостными крестьянами в  Европейской

России и в Сибири, в 1858 году насчитывалось  106  897  (точнее,  владельцев

имений, а вместе с семьями численность помещичьего класса  составляла  около 0,5  млн.  человек  обоего  пола).  Беспоместных  дворян,  владевших  только дворовыми, насчитывалось 3703. У них было 12286 мужского пола  (далее  —  м. п.) душ дворовых. Собственно помещиков, владевших землями и  поселенными  на этих землях крестьянами, насчитывалось 103 194. У них  крестьян  и  дворовых людей находилось во владении 10683853 души м. п.
Помещичьи крестьяне, получившие в 1861 году личную свободу, зачислялись

в состав податных сословий, которые в отличие от привилегированных  сословий

(дворян, почетных граждан, духовенства, купцов  1—2  гильдий)  обязаны  были

платить подушную подать, отбывать прочие государственные повинности,  в  том

числе и рекрутскую.
Центральным вопросом реформы был  вопрос  о  земле.  Закон  подчеркивал

право собственности помещиков на всю землю  в  имении,  в  том  числе  и  на

крестьянскую надельную, а крестьяне  объявлялись  лишь  пользователями  этой

надельной  земли,  обязанными  отбывать  за   нее   помещику   установленные

Положениями повинности — барщину или оброк.  Наделение  крестьян  землей  за

повинности и  определяло  временнообязанное  состояние  бывшего  крепостного

крестьянства после отмены крепостного права.
Выдвигавшиеся  в  ходе  подготовки   реформы   помещиками-крепостниками

проекты о безземельном освобождении крестьян  были  отвергнуты.  Принятая  4

декабря   1838   г.   правительственная   программа    разработки    реформы

предусматривала  обязательное  наделение  крестьян  необходимым  количеством

земли.  
При  наделении  крестьян  землей  правительство  исходило  из   двух

принципиальных  соображений:
1)  из  интересов   сохранения   крестьянского хозяйства как объекта эксплуатации; 
2) обеспечения спокойствия в стране  из опасения крестьянских волнений.
Власти  великолепно  знали,  что  одним  из главных требований в крестьянском движении  было  предоставление  крестьянам земли (“воли без земли  не  бывает”—таков  был  лозунг  крестьян).  Но  если полное обезземеление крестьян в силу указанных соображений было  невозможно, то и наделение крестьян достаточным количеством земли, которое поставило  бы крестьянское  хозяйство  в  независимое  положение  от   помещичьего,   было невыгодно помещику. Поэтому была поставлена задача  предоставить  крестьянам землю в таком размере, чтобы  они  были  привязаны  к  своему  хозяйству,  ксвоему  наделу,  а  вследствие  недостаточности  последнего  —  привязаны  к

помещичьему хозяйству. Отсюда и родилась система отрезков  от  крестьянского

надела, зафиксированная в местных положениях.
При крепостном праве помещик обязан  был  по  закону  продовольствовать крестьян в голодные годы, а  также  призревать  (т.  е.  давать  содержание) престарелых  и   “увечных”   крестьян,   у   которых   не   было   ближайших родственников. На практике и в то время помещик возлагал эту обязанность  на самих  крестьян:  он  обязывал  их  создавать  “запасные  хлебные  магазины” (страховой зерновой запас), вводил для этого специальные  “мирские  запашки” и облагал крестьян дополнительным  мирским  сбором  на  содержание  одиноких инвалидов и престарелых. На помещика также  была  возложена  ответственность за уплату крестьянами подушной подати;  от  его  воли  в  значительной  мере зависела и отдача крестьян  в  рекруты.  Комментируемая  статья  освобождает

помещика от этих обязанностей.
Статья 10  возлагает  на  крестьян  те  обязанности,  которые  снимались  с  помещика.  Статьи  11—16 предусматривают  право  крестьян  выкупить  свои  наделы  в   собственность. Условия этого выкупа и права крестьян на  выкупленную  ими  надельную  землю изложены  в  Положении  о  выкупе  крестьянами,  вышедшими   из   крепостной зависимости,  их  усадебной  оседлости  и  о  содействии   правительства   к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий.
В статьях 18—20 определяется система управления крестьянами,  вышедшими

из  крепостной  зависимости:  вотчинная   полиция,   общие   и   специальные

государственные  органы.  Последние  указаны  в  Положении  о  губернских  и

уездных по крестьянским делам учреждениях.
Статьи 21—39 определяют новый статус крестьянина. Крестьяне поступали в

категорию свободных сельских обывателей, т. е. приобретали права (а также  и

новые обязанности) незакрепощенных податных сословии.
Статья 21 отменяет особенно ненавистное  для  крестьян  право  помещика

вмешиваться  в  их  семейную  жизнь.   Обильный   документальный   материал,

относящийся  к   эпохе   крепостного   права   (а   также   и   литературные

произведения), содержит потрясающие описания  трагедий  крестьян  вследствие

вмешательства в их  личную  жизнь  помещиков  и  “по  закону”  и  в  порядке

“злоупотребления помещичьей властью”.
Статьи 22—23 содержат перечисление имущественных прав,  предоставляемых

освобожденным  от  крепостной  зависимости  крестьянам.   Особого   внимания

заслуживает   здесь   свобода   торгово-предпринимательской    деятельности.

Крестьяне приобретали права, предусмотренные уставами Торговым и  Фабричным:

заниматься торговлей, всякого  рода  ремесленной  деятельностью,  устраивать

фабрики и заводы, записываться в ремесленные цехи того или иного города  (но

при этом оставаясь в своем звании крестьян), заниматься казенными  подрядами

и т. д. Примечание к ст. 23 имеет в виду статьи местных положений:  ст.  107

для губерний великороссийских, новороссийских и  белорусских,  ст.  107  для

губерний малороссийских, ст. 84 для губерний Правобережной Украины и ст.  79

для   литовско-белорусских   губерний.   Указанные   статьи    предоставляли

крестьянину право, “не испрашивая на то особого разрешения  ни  у  помещика,

ни у общества”, устраивать и содержать на своей  усадебной  земле  постоялые

дворы,  промышленные  и  торговые  заведения  (согласно  Уставу   торговому,

предоставлявшему таковое право всем свободным сословиям).
Статья   24   предоставляет   крестьянам   правоспособность   в   сфере

гражданского и уголовного процесса. Характерно декларируемое в примечании  2

к данной статье право иска и жалобы крестьян как на посторонних лиц,  так  и

на владельца земли, на которой  они  водворены,  т.  е.  на  своего  бывшего

помещика. Напомним, что  крестьянам  при  крепостном  праве  было  запрещено

жаловаться на помещиков. В статье специально подчеркивается отсутствие у  ее

норм обратной силы, что имело особый смысл, поскольку помещики в  преддверии

реформы принимали дополнительные меры к ограблению и  притеснению  крестьян:

продажа крестьян отдельно от  земли,  что  противоречило  даже тогдашним законам, насильственное переселение на неудобные земли, перевод  в дворовые, отнятие имущества, ссылка в Сибирь и т. п. При взыскании штрафов, пеней, недоимок и пр. применялись статьи  Устава о  благоустройстве   казенных   селений.
 Статьи   384—407   этого   Устава регламентируют  “порядок  и  способы  исполнения   приговоров   сельских   и волостных  расправ”   в   селениях   государственных   крестьян,   процедуру удовлетворения   имущественных   исков   (в   частности,   порядок   продажи крестьянского  имущества  за  долги,  отдачи  должника  или   недоимщика   в общественные работы, “порядок и способы исполнения решений судебных  мест”). В данном случае применялись нормы изданного 30 апреля 1838 г. Учреждения  об управлении государственными имуществами в губерниях.
Статья  25  лишает  помещика  одной  из  его  существенных   феодальных привилегий  —  права  вотчинной  юстиции.   В   крепостную   эпоху   помещик пользовался в своем имении широкой административной и  полицейской  властью: имел право держать свои тюрьмы, наказывать телесно  крестьян.  В  1857  году подтверждалось право помещиков наказывать крестьян  розгами  до  40  ударов,

палками до 15 ударов, заключать в смирительные дома на срок до трех  месяцев

или сдавать в арестантские роты гражданского  ведомства  на  срок  до  шести

месяцев. Вес это совершалось без суда,  по  личной  воле  помещика,  решение

которого было безапелляционным и приводилось  в  исполнение  немедленно.  На

помещиков вообще была возложена функция поддерживать полицейский  порядок  в

крепостной деревне.

         Помещики пользовались своими правами гораздо  шире,  чем  это  им  было

предоставлено но закону. В смысле расправ и наказании крестьян  произвол  не

знал границ. Архивы тогдашних правительственных  учреждений  полны  жалобами

крестьян на  произвол  помещиков.  Закон  и  теперь,  однако,  оставляет  за

помещиком  некоторое  право  вмешательства  в  уголовные  дела  его   бывших

крестьян. Таким образом, если ст. 9  Общего  положения  снимала  с  помещика

обязанность ходатайствовать за крестьян по делам  гражданским  и  уголовным,

то ст. 28 не отнимала у него права вмешательства в дела крестьян.

        Указанные в ст. 29 права подробно регламентированы в ст.ст. 47, 71, 75, 130—140 данного Положения, а  также  надлежащими  статьями  других  законов: Устава о службе от правительства, Устава о податях. Законов  межевых  и  пр. Эти права предоставляли возможность (разумеется,  зажиточному  крестьянству) путем получения соответствующего образования, оставления  надела  с  уплатой всех за него повинностей или досрочного выкупа выйти из общины,  приписаться в  мещане  или  в  купцы.   Пореформенная   статистика   свидетельствует   о значительном росте численности  мещан  и  купечества  за  счет  выходцев  из крестьян.
Статья 30  дополняет  формулировку  ст.  25,  имея  в  виду  лишь  одну

конкретную форму воздействия — поражение в сословных правах.
Статья  31  конкретизируется   в   ст.   8—26   Положения   о   выкупе.

Комментируемая статья провозглашает гарантию  от  посягательств  со  стороны

помещика  на  движимое  имущество  крестьян,  на  их  общественные  денежные

средства  и  хлебные  запасы.  Эта  гарантия  весьма  существенна,  ибо  при

крепостном праве  крестьянское  имущество  нисколько  не  было  защищено  от

произвола помещика.
До 1848  года  закон  не  разрешал  помещичьим  крестьянам  приобретать

недвижимую собственность (землю) на свое имя. Всякие покупки  земли  (как  и

другой  недвижимости)  крестьяне  могли  производить  только  на  имя  своих

помещиков.  Тем  самым  помещики   становились   юридически   собственниками

покупных  крестьянских  земель.  Таким  образом,  права  крестьян   на   это

имущество законом не были защищены. Указ  3  марта  1848  г.  предоставил  и

помещичьим крестьянам право покупать земли, дома. лавки, мельницы и пр.,  но

с согласия помещиков. Судя по последующему законодательству, такое  согласие

они получали не всегда, почему и после 1848  года  вынуждены  были  покупать

землю на имя господина. Однако основная масса  таких  земель  была  куплена,

конечно, до указа. Исключив из действия закона земли, купленные  крестьянами

до 1848 года. указ  3  марта  1848  г.  открывал  перед  помещиками  широкие

возможности  для  прямого  захвата  этих  земель.  Такие   случаи   особенно

участились в период подготовки крестьянской реформы. Помещики в  предвидении

реформы шли на всякие ухищрения для захвата  покупных  крестьянских  земель:

отбирали  их  за  оброчные  недоимки,  за  предоставленные  в  долг  деньги,

отбирали под видом “покупки” за ничтожную пену, присоединяли их к  наделении

земле, продавали их как свою собственность,  пользуясь  утратой  крестьянами

документов на покупные земли, и т. п.
Статья 32 официально признает за  крестьянами  право  собственности  на

земли,  приобретенные  ими  в  крепостное  время,   на   условиях,   которые

сформулированы в специальных правилах, приложенных к статье.

       7) При суждении сего рода дел как  мировой  посредник,  так  и  мировой

съезд  и  губернское  присутствие  обязаны  принимать  в   уважение   только

доказательства письменные, как  те,  кои  принимаются  судами  на  основании

гражданского  судопроизводства  по  делам  тяжебным,  так  и  домашние,   не

подлежащие в подлинности своей никакому спору и сомнению бумаги.

       8) Когда право собственности крестьян на имущество  такого  рода  будет

признано  и  утверждено  губернским  присутствием,  действующим  в  качестве

высшего совестного  суда,  уездный  суд  по  предъявлении  оному  полученной

крестьянином или крестьянами копии с решения дела немедленно  выдает  им  на

означенное имущество данную  на  гербовой  бумаге  низшего  достоинства  без

взимания пошлин.
9) Заложенное имущество,  признанное  на  основании  предыдущих  статей

собственностью крестьянина или  крестьян,  не  освобождается  от  залога,  и

имущество, проданное с публичного торга или  перепроданное  в  другие  руки,

остается  у  последнего  покупщика,  но  крестьянам  предоставляется  в  сих

случаях отыскивать судебным порядком понесенные ими убытки  с  помещика,  на

имя которого было приобретено имущество, или же с его наследников”.

         Приведенные правила, как видно из  их  содержания,  ставили  крестьянам

жесткие условия для возврата  их  покупных  земель.  Прежде  всего,  правила

ограничивали иск сроком давности покупки: он  не  должен  был  превышать  10

лет. Данные по семи центрально-промышленным губерниям России  (Владимирской,

Калужской, Костромской, Московской. Нижегородской, Тверской и  Ярославской),

в которых более, нежели в других регионах страны, покупалось крестьянами  на

имя  помещиков   земли,   показывают,   что   подавляющее   число   покупок,

произведенных крестьянами (90%), и  купленной  земли  (97%)  приходилось  на

время до 1851 года (т. е. до предельной даты  срока  давности).  Далее,  для

утверждения  своих  прав  на  землю  крестьяне  обязаны   были   представить

письменные документы на владение этой землей. Как правило,  такие  документы

находились у помещика,  поскольку  покупки  совершались  на  его  имя.  Сама

процедура рассмотрения спора о покупных землях всецело зависела  от  мировых

посредников, уездных мировых съездов  и  губернских  по  крестьянским  делам

присутствий (дворянских по своему составу), которые далеко не всегда  решали

споры в пользу Крестьян.
По смыслу данных правил, губернское по крестьянским  делам  присутствие

являлось окончательной инстанцией в решении споров крестьян с  помещиками  о

покупных  землях.  Однако,  как   показывают   архивные   документы   высших

государственных учреждений, крестьяне при отказах  им  в  исках  губернскими

присутствиями обращались с ходатайствами в  Главный  комитет  об  устройстве

сельского состояния  и  в  Земский  отдел  Министерства  внутренних  дел  (в

архивных фондах которых и сохранились многочисленные  тяжебные  дела  бывших

крепостных крестьян о покупных землях).  Судя  по  этим  документам,  полная

драматизма борьба крестьян  за  собственные  земли  продолжалась  почти  два

десятилетия после обнародования Положении 19 февраля 1861 г.
В 1862 году Министерство внутренних дел предложило Главному комитету об

устройстве  сельского  состояния  пересмотреть  условия  закрепления  купчих

крестьянских земель, сняв десятилетний срок давности для  предъявления  иска

и расширив круг принимаемых к рассмотрению доказательств. Но утвержденное  6

мая   1863   г.   царем   мнение   Государственного   совета   оставило    в неприкосновенности  эти  правила  .  В  1871  году  последовало  разъяснение Главного комитета: “Помещик имеет право землю, купленную крестьянами на  его имя до 3 марта 1848 г., передать им или оставить за собою, и  затем  продать в составе прочего своего  имения  как  собственность”  .  Тем  самым  самому помещику предоставлялось право решать,  возвращать  крестьянам  их  покупную

землю или распоряжаться ею как своей собственностью.
Предоставление  ст.  33—35  крестьянам  права  приобретать   в   полную

собственность землю, как  в  индивидуальном  порядке,  так  и  обществами  и

товариществами, имело далеко идущие экономические и социальные  последствия.

За 1863—1892 годы крестьянами было куплено 12 110 816 десятин земли, из  них

в единоличную собственность — 5 789 862 десятины,  товариществами  —  4  847

643 десятины и сельскими обществами —  1473311  десятин.  Основным  объектом

купли-продажи земли были помещичьи земли,  так  как  крестьянские  надельные

земли на долгое  время  были  фактически  исключены  из  торгового  оборота.

Вовлечение помещичьей .земли в торговый  оборот  и  формирование  буржуазной

земельной собственности.
Как явствует из содержания ст. 36, в случаях, когда земля приобреталась

на вольном рынке обществами и товариществами, любому участнику этих  покупок

предоставлялось  право,  даже  без   согласия   общества   и   товарищества,

потребовать  выделения  в  единоличную  собственность  своего  пая  или   же

денежного   за   него   вознаграждения.   Значимость   таковой   возможности

заключается в том. что  крестьянину,  собственнику  земли,  открывался  путь

выхода из общины: он мог отказаться от своего надела (выполнив при этом  все

прочие формальности) и строить свое хозяйство на покупной земле.
 
Регулирование  устройства  сельских  обществ  и волостей.
 
“Сельское общество” составлялось из крестьян, на земле одного помещика:

оно могло состоять либо из целого селения (села или деревни), либо из  одной

части разнопоместного селения, либо из  нескольких  мелких,  по  возможности

смежных, и, во всяком случае,  ближайших  между  собой  поселков  (выселков,

починков, хуторов, застенков, односелий,  или  отдельных  дворов,  и  т.п.),

пользующихся всеми угодьями, или некоторыми из них сообща,  или  же  имеющих

другие общие хозяйственные выгоды.
"Волости" образовывались из состоящих в одном уезде и, по  возможности,

смежных, сельских обществ. При соединении в  волости  сельские  общества  не

раздроблялись. Сельское общественное управление составляли сельский  сход  и

сельский староста.  Сверх  того,  общества  могли  иметь:  особых  сборщиков

податей; смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц; лесных  и  полевых

сторожей; сельских писарей, и т. п.
 "Сельский сход" составляется из крестьян-домохозяев,  принадлежавших  к

составу сельского общества, и, кроме того, из  всех  назначенных  по  выбору

сельских должностей лиц. Не  воспрещалось  домохозяину,  в  случае  отлучки,

болезни и вообще невозможности лично явиться на сход, присылать вместо  себя

кого-либо  из  членов  своего  семейства;   с   дворов   же   многотягольных

дозволяется присылать на сход двух или более крестьян, если сие  согласно  с

местным обычаем.
Ведению сельского схода подлежали:
- выборы сельских должностных лиц и назначение  выборных  на  волостной сход;

- приговоры об удалении из общества его  членов;  временное  устранение крестьян от   участия в сходах не долее, как на три года;
- увольнение из общества членов его и прием новых;
- назначение опекунов и попечителей; проверка их действий;
- разрешение семейных разделов;
- дела, относящиеся до общинного пользования  мирскою  землею:  передел земель, накладка и скидка тягл, окончательный раздел общинных  земель и т.п.;
- при участковом или  подворном  (наследственном)  пользовании  землею, распоряжение участками  мирской  земли,  не  состоящими  в  подворном пользовании;
- совещания и  ходатайства  об  общественных  нуждах,  благоустройстве, обучении грамоте;
 - принесение, жалоб и просьб, по делам общества, через особых выборных;
 - назначение сборов на мирские расходы;
- раскладка всех лежащих на  крестьянах  казенных  податей,  земских  и мирских денежных сборов, равно  как  земских  и  мирских  натуральных повинностей, и порядок  ведения  счетов  по  означенным  подателям  и сборам;
- учет должностных лиц, сельским обществом избранных, и  назначение  им

      жалованья или иного за службу вознаграждения;
- дела по отбыванию рекрутской повинности, в той степени, в  какой  они

      касаются сельского общества;
- раскладка оброка и повинности по тяглам, по душам, или иным   принятым способом, там, где повинности, в пользу помещика, отбываются за круговую порукою целого общества;
- принятие мер к предупреждению и взысканию недоимок;
- назначение  ссуд  из  запасных  сельских  магазинов  и  всякого  рода вспомоществовании;
-дача доверенностей на хождение по делам общественным;


           Сельский   староста   исполнял,   в   пределах   ведомства    сельского

общественного управления, следующие обязанности:
- созывал и распускал сельский сход и сохранял на нем порядок;
- предлагал на рассмотрение схода все дела,  касающиеся  нужд  и  польз сельского общества;
- приводил  в  исполнение  приговоры  сельского  схода,   распоряжения

      волостного управления и мировых учреждений;
- наблюдал за целостью меж и межевых знаков, на землях,  в  пользовании крестьян находящихся или принадлежащих им в собственность;
- наблюдал за исправным содержанием дорог, мостов, гатей,  перевозов  и пр.,  на  землях,  отведенных  сельскому   обществу   в   надел   или приобретенных крестьянами в собственность;
- наблюдал за исправным отбыванием крестьянами податей и  всякого  рода повинностей как казенных, земских и мирских, так оброка или повинности в пользу помещика, и собирал сии подати  и  оброки  в  тех обществах, где не было особых сборщиков;
-понуждал к исполнению условий и договоров  крестьян  между  собою,  а равно заключенных с помещиками и  посторонними  лицами,  когда  такие договоры не оспариваются самими крестьянами;
-надзирал за порядком в  училищах,  больницах,  богадельнях  и  других общественных заведениях, если они  учреждены  сельским  обществом  на свой собственный счет;
- наблюдал за своевременным составлением  ревизских  сказок;
-по просьбам крестьян о выдаче им установленных билетов и паспортов на отлучки, или  об  увольнении  вовсе  из  общества,  давал  волостному старшине надлежащее удостоверение в том, что к увольнению  означенных крестьян препятствия нет;
-заведовал, в порядке, установленном обществом, мирским  хозяйством  и мирскими суммами; надзирает за целостью запасного общественного хлеба;
-охранял от растраты  те  имущества  неисправных  плательщиков,  коими обеспечивается взыскание недоимки.
 
Волостное управление составляли волостной сход,  волостной  старшина  с

волостным правлением и волостной крестьянский суд.

    "Волостной сход" составлялся из сельских и волостных  должностных  лиц,

замещаемых по выбору, и из  крестьян,  избираемых  от  каждого  селения  или

поселка, к волости принадлежащего, по одному от каждых  десяти  дворов,  как

пользующихся  землею  за   повинности,   так   и   приобретших   участки   в

собственность.

    Ведению волостного схода подлежали:
- выборы волостных должностных лиц и судей волостного суда;
- постановление о всех вообще предметах, относящихся до хозяйственных и

      общественных дел целой волости;
- учреждение  волостных  училищ;  распоряжения  по  волостным  запасным магазинам, где они есть;
- принесение, куда следует, жалоб и  просьб,  по  делам  волости,  через особых выборных;
- назначение и раскладка мирских сборов и повинностей,  относящихся  до целой волости;
-поверка действий и учет должностных лиц, волостью избираемых;
-поверка рекрутских списков и раскладка рекрутской повинности,
-дача доверенностей на хождение по делам волости.
 
По  полицейским  делам,  волостной  старшина   в   пределах   ведомства

волостного управления был обязан:
- объявлять, по предписаниям земской полиции,  законы  и  распоряжения правительства, и наблюдать за нераспространением  между  крестьянами подложных указов и вредных для общественного спокойствия слухов;
-охранять  благочиние  в  общественных  местах  и  безопасность  лиц имуществ от преступных действий, а  также  принимать  первоначальные меры для восстановления нарушенной тишины, порядка  и  безопасности, впредь до распоряжения земской полиции;
-задерживать бродяг, беглых и военных дезертиров, и  представлять  их полицейскому начальству;
- доносить земской полиции о самовольно отлучившихся из  волости  и  о

       преступлениях и беспорядках, случившихся в волости;
- наблюдать за точным исполнением установленных  настоящим  Положением правил о приписке, увольнении  и  перечислении  крестьян  из  одного общества в другое, и доносить об этом земской полиции, для уведомления Уездного Казначейства и Казенной Палаты;
- распоряжаться в чрезвычайных случаях,  как  например:  при  пожарах, наводнениях, повальных болезнях, падеже скота и других  общественных бедствиях,  и  немедленно   доносить   полицейскому   начальству   о чрезвычайных происшествиях в волости;
-  предупреждать  и  пресекать  преступления  и  проступки,  принимать полицейские меры для открытия и задержания виновных, и  представлять их на дальнейшее распоряжение подлежащего начальства;
- наблюдать за исполнением приговоров мировых учреждений и  волостного

       суда.

   Волостное правление составлялось из старшины, всех сельских старост или

помощников старшины, и из сборщиков податей, там, где есть особые сборщики.

    Решению правления, единогласному или по  большинству  голосов  наличных

членов, подлежали только следующие дела:
- производство из волостных сумм денежных  расходов,  утвержденных  уже волостным судом;
-продажа  частного  крестьянского  имущества,  по  взысканиям  казны, помещика или частного лица, кроме  тех  случаев,  которые  по  закону возлагаются на общую полицию,

 - определение и  увольнение  волостных  должностных  лиц,  служащих  по

      найму.

    Старшина, по всем другим  делам  его  ведомства,  только  советуется  с

правлением,  но  распоряжается  по  своему  усмотрению,  под   личною   свою

ответственностью.

    Для составления волостного суда избирается  ежегодно  волостным  сходом

(или сельским,  если  волость  состоит  из  одного  сельского  общества)  от

четырех до двенадцати очередных суден.  Определение  числа  сих  выборных  и

установление  между  ними  очереди  предоставляется  сходу,   на   следующих

основаниях:

 - присутствие суда должно было состоять не менее, как из трех судей;

 - судьи могли быть избраны, или для бессменного в течение целого  года, отправления своей должности, или для  отправления  оной  по  очереди, заранее определенной сходом;

 - в последнем случае, из избранных в  числе  от  4-х  до  12-ти  судей, должны выбывать, в назначенные сроки (как например: через два, четыре или шесть месяцев), не более половины, и  затем  выбывшие  замещаются другими избранными судьями, по очереди.

    Волостной суд ведал, на основании следующих статей, как споры  и  тяжбы

между крестьянами, так и дела по маловажным их проступкам.

    Волостной суд решал окончательно: все споры и  тяжбы  собственно  между

крестьянами, ценою до ста рублей включительно, как о недвижимом  и  движимом

имуществах в пределах крестьянского  надела,  так  и  по  займам,  покупкам,

продажам и всякого  рода  сделкам  и  обязательствам,  а  равно  и  дела  по

вознаграждению за убытки и ущерб, причиненные крестьянскому имуществу.

    Окончательному решению волостного суда подлежали все,  без  ограничения

ценою иска, между крестьянами  споры  и  тяжбы,  которые  тяжущиеся  стороны

предоставят решению волостного суда. Споры и тяжбы, в коих, кроме  крестьян,

участвовали  посторонние  лица,  могли  быть  также,  по  желанию  тяжущихся

сторон, предоставляемы окончательному решению волостного суда.


    Волостной  суд  разбирал   и   приговаривал   к   наказанию   крестьян,

принадлежащих к волости, за маловажные проступки,  которые  совершены  в

пределах самой волости.  Если  в  совершении  проступка  участвуют  крестьяне,

принадлежащие к другой волости, то виновных  приговаривал  к  наказанию  суд

той волости, в пределах которой проступок был совершен.

    Волостной  суд  был  властен  приговаривать  виновных:  к  общественным

работам - до шести дней, или к денежному взысканию - до трех рублей,  или  к

аресту - до  семи  дней,  или,  наконец,  лиц,  от  телесного  наказания  не

изъятых,  -  к  наказанию  розгами  до  двадцати  ударов.  Назначение   меры

наказания  за  каждый  проступок  предоставлялось  усмотрению  самого  суда.

Приговоры  волостного  суда  по  проступкам,  подлежащим  его  рассмотрению,

считались   окончательными.   Они   приводились   в   исполнение   сельскими

старостами,  или  когда  волость  состояла  из  одного  сельского  общества,

помощником волостного старшины, под  наблюдением  старшины  и  за  общею  их

ответственностью.
Историческое значение отмены крепостного
права для развития капитализма в России.

Крестьянская реформа создала условия для беспрепятственного превращения рабочей силы в товар, т.е. утвердила господство капиталистического типа товарного производства. Для дальнейшего социально-экономического развития России падение крепостного права имело огромное значение - оно знаменовало собой начало новой, буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи. Втягивание крестьянства в товарно-денежные отношения способствовало разложению этого класса, создавало необходимые условия для развития капиталистического сельского хозяйства. Падение крепостного права явилось толчком для развития капитализма и в помещичьем хозяйстве. Здесь начинали применять
машины агротехнику, что в свою очередь требовало наемной рабочей силы. Превращению помещичьих хозяйств в капиталистические способствовала и выкупная операция. Часть денежных средств, полученных помещиками в результате выкупа крестьян, превращалась в капитал, вкладываемый в сельскохозяйственное производство, промышленность, строительство. Таким образом выкупная операция представляла собой особую форму первоначального накопления.
Крестьянская реформа явилась началом важных изменений и в социально-политической жизни страны, которые можно отметить здесь. В обстановке революционный ситуации царское правительство вынуждено было вслед за отменой крепостного права пойти на ряд других буржуазных реформ - ввести элементы самоуправления на местах, суд присяжных, отменить телесные наказания, ввести всеобщую воинскую повинность вместо рекрутских наборов, провести реорганизацию просвещения и финансов. Отмена крепостного права сыграла важную роль в деле превращения России в буржуазную монархию.
Проведенная дворянством, хотя и буржуазная по своему содержанию, реформа 1861 года открыла широкие возможности для развития капитализма, но не уничтожила до конца феодальные социально-экономические отношения. Сохранились громадные помещичьи латифундии, поземельная община, надельные крестьянские земли. В социальной сфере сохранился сословный строй, а в политической самодержавие, которое являлось надежным защитником помещиков. Крупное помещичье землевладение давало возможность эксплуатировать крестьянство полукрепостническими методами. По сути, имело место освобождение крестьян от земли, потому что от тех наделов, которыми в течение веков владели крестьяне, были сделаны громадные отрезки, а сотни тысяч крестьян были совсем обезземелены - посажены на четвертной или нищенский надел. Получив мизерные наделы, недостаточные для существования, крестьяне оставались в фактической зависимости от помещиков. Пережитки феодально-крепостнических отношений существовали еще долгое время и тормозили экономическое развитие страны.
Но тем не менее начало капитализма было положено, и после отмены крепостного права капитализм в России стал развиваться высокими темпами. Последовавшее за реформой расслоение крестьянства представляло собой предпосылку расширения внутреннего
рынка, без чего невозможен рост капиталистической промышленности.






Список литературы

1.     Землеустроительное проектирование и организация землеустроительных работ / Под ред. С.Н. Волкова. – М.:Колос,1998.

2.     История земельных отношений и землеустройства/Под ред. А. А. Варламова.- М.: колос,2000.

3.     Ключевский В. О. Русская история. Кн. 3. Переиздание - М.: Мысль, 1997.

4.     Варламов А.А., Комов Н.В., Шаманаев В.С., Хлыстун В.Н. «Государственное регулирование земельных отношений» М.,2000.





Купите мне чашечку кофе, если статья оказалась полезной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий