ДОКЛАД НА ТЕМУ: Земельная политика и совершенствование земельных отношений в России на пороге XXI века.



Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Воронежский государственный аграрный университет имени К.Д. Глинки

                                                                            


Кафедра Земельного Кадастра



ДОКЛАД НА ТЕМУ:
 Земельная политика и совершенствование земельных отношений в России на пороге XXI века.


                                                                  

                                                                 

                                                                  Подготовил: студент З-II-1

                                                                 Проверил: ассистент, к.э.н.
                                          Гвоздева О.В.










Воронеж-2008
Содержание



Введение

Земельная политика и совершенствование земельных отношений в России на и пороге XXI века

Список используемой литературы

























Введение

Многовековая практика свидетельствует о том, что главными источниками жизнеспособности и процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы и проживающее на них население. При этом под земельными ресурсами следует понимать не только территорию (пространство) государства, но и все что находится «над» и «под» этим пространством.

Обеспеченность страны земельными ресурсами — важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. Наличие земельных ресурсов дает широкий простор для экономического развития регионов России.

Как мне представляется, проблему земельных преобразований в России стратегически следует решать не только  в сфере земельной собственности, а в сфере прав на способы и результаты использования земельных ресурсов как объекта хозяйствования. На этом важном принципе и должна базироваться современная земельная политика.
















За последние 10 лет на территории России практически созданы основы нового земельного строя:

1.    ликвидирована государственная монополия на землю,
2. осуществлен переход к многообразию форм земельной собственности;
3.       проведено бесплатное перераспределение земли в пользу граждан;
4.       введено платное землепользование;
5.       основная часть сельскохозяйственных земель передана в частную собственность;
6.       земли лесного фонда, природоохранные и другие наиболее ценные земли находятся в государственной собственности;
7.       выполнены значительные объемы земельно-кадастровых работ;
8.       созданы объективные условия для оборота земли.


 Вместе с тем, в эти годы государство выпустило из рук стратегическое управление земельно-ресурсным потенциалом. Это обернулось ростом темпов деградации земель, свертыванием работ по повышению плодородия почв и обустройству земель, крайней слабости материальной базы АПК, отсталости его инфраструктуры, неэффективности городского землепользования.

Необходимо согласиться с тем, что рыночные механизмы в чистом виде даже в развитых странах не обеспечивают решение стратегических задач организации рационального землепользования, охраны земель, устойчивой продовольственной и экологической безопасности. В России, следовательно, необходимо реализовать такой принцип эффективного землепользования, как органическое сочетание государственной поддержки рационального землепользования и землесбережения и рыночных механизмов саморегулирования.

Система государственного регулирования должна, как минимум, включить следующие направления:

1)    правового обеспечения;
2)     финансово-кредитной поддержки;
3)     инфраструктурного и информационного обеспечения;
4)     страхования от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий;
5)     научного обеспечения; организации подготовки кадров.



При этом необходимо постоянно учитывать весьма важное обстоятельство, которое заключается в том, что экономика России — это много региональный организм, функционирующий на стыке вертикальных (центр - регионы) и горизонтальных взаимодействий. Пространственное многообразие России — главный ограничитель радикализма в социально-экономическом реформировании, а также решающее препятствие для доминирования какого-либо одного аспекта социально-экономической политики, к примеру, частной собственности на землю. С другой стороны, многовековой опыт развития стран мира показывает, что нерегулируемые рыночные отношения в чистом виде не могут решить региональные проблемы. Регулируемое территориальное развитие подвластно в решающей степени только государственному воздействию.

В связи с этим вырисовывается несколько крупных проблем, требующих безотлагательного государственного рассмотрения.

I.            В первую очередь, необходимо в короткий срок принять Земельный кодекс Российской Федерации.
   II.      Другая важнейшая задача государства состоит в осуществлении работы по выделению в составе земельного фонда страны земель федерального значения, обеспечении управления использованием этих земель и сбора соответствующих платежей в федеральный бюджет.
III.      Кроме того, предстоит большая работа по созданию в новых условиях инструментария государственного управления земельным фондом страны:

1.     государственного кадастра,
2.      государственного контроля за использованием земель,
3.      землеустройства, оценки и мониторинга земель как системы взаимосвязанных между собой элементов для принятия государством управленческих решений.

Надо будет законодательно установить правило — принимать государственные управленческие решения и реализовывать права собственника на федеральном, региональном и местном уровнях только на основе материалов прогнозирования и планирования землепользования.

Сегодняшняя сложная ситуация в сельской местности России — результат крупных просчетов последних десятилетий, и особенно последнего, как в народнохозяйственной экономической политике в целом, так и в аграрных вопросах в частности.

Повышение эффективности российского сельскохозяйственного землепользования должно идти за счет решения комплекса общих и частных проблем, таких как:
ü развитие многообразия форм собственности, в том числе на землю;
ü  совершенствование земельных отношений, в первую очередь через развитие залоговых и арендных институтов;
ü  реформирование системы налогообложения путем установления единого сельскохозяйственного (земельного) налога.

В связи с последним важной для реформирования земельных отношений задачей является осуществление на всей территории государственной кадастровой оценки земли и обеспечение перехода на систему земельных платежей, формирующихся исходя из рентной стоимости земли.
 Анализ системы земельных платежей (платность землепользования в России введена с 1992 года) показал, что она не отвечает современным требованиям создания системы экономического регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами.
 Причины этого несоответствия состоят в том, что:
Ø земельными платежами охвачено менее трети земельного фонда;
Ø  низки ставки платежей;
Ø  существует огромное количество льготников, освобожденных от платежей;
Ø  средства от земельных платежей используются нецелевым образом;
Ø  ограничен набор форм платы за землю.
В связи с этим, очевидно, что в действующую систему земельных платежей необходимо срочно внести серьезные изменения. При их подготовке следует исходить из того, что:

v ставки земельных платежей должны быть экономически значимыми и строго соответствовать рентной доходности соответствующего земельного участка;
v  земельные платежи должны быть обязательными для всех без исключения землепользователей;
v  льготное налогообложение должно регулироваться только размерами и сроками уплаты платежей и сборов;
v  система платежей за землю, кроме земельного налога и арендной платы, должна включать и единовременные платежи за изменение целевого использования сельскохозяйственных угодий, а также сборы от сделок с землей, за пользование земельной информацией, штрафы;
v  земельные платежи необходимо устанавливать неизменными на срок трех-пяти лет.

Оживлению земельного оборота в условиях нынешнего переходного состояния российской экономики могут способствовать следующие мероприятия:

1.           формирование сети земельных ипотечных банков при активном участии государства;
2.            осуществление кадастровой и рыночной оценки земельных ресурсов;
3.            создание системы законодательной защиты прав на земельную собственность;
4.            формирование единой федеральной системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на недвижимость;
5.            создание кредитных ресурсов за счет привлечения средств населения через механизм снижения нормы ссудного процента и роста нормы процента по депозитам, и на этой основе превращение кредитных ресурсов в главный источник инвестиций, а также средств российских и иностранных инвесторов.

Практика последних лет показывает, что бессистемные, частные и локальные земельно-хозяйственные мероприятия не могут принести значительного экономического и экологического успеха. Управлять землепользованием, плодородием земли невозможно без создания четко действующей системы планирования и землеустройства. Важное значение для России на пороге XXI века приобретает разработка и принятие долгосрочной (до 2010 года) программы развития земельных преобразований. Земля не терпит суеты.


Реализация на пороге XXI века земельных преобразований в России включает три ключевые направления:

                         I.      первое — реформирование отношений собственности на землю;

                      II.       второе — учет и стоимостная оценка на рентной основе земельно-ресурсного потенциала в составе национального богатства страны и постановка его на государственный баланс;

                   III.      третье — организация эффективного управления земельными ресурсами страны как национальным достоянием, всеобщим пространственным базисом народного хозяйства и главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, вне зависимости от форм собственности.

Обеспечить проведение эффективной политики в области земельных отношений возможно при реализации следующих институционных требований:

               I.      наличие единого государственного земельного органа, ответственного за регулирование землепользования и ведение земельного кадастра;
            II.       создание доступного и открытого реестра всех земельных участков страны и их владельцев и пользователей;
         III.       проведение оценки земли независимым государственным органом и на этой основе осуществление ежегодного учета рентной стоимости всех земельных участков;
        IV.       наличие простой апелляционной системы земельного суда.
























Список литературы

1.     Сай С.И., руководитель Федеральной службы Земельного кадастра России. Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование".-М.,2000.




Купите мне чашечку кофе, если статья оказалась полезной.
SHARE
    Blogger Comment
    Facebook Comment

0 коммент.:

Отправить комментарий