Доклад на тему: Необходимость подготовки в России специальных землеустроительных кадров. Основание Константиновского межевого института 1779-1835гг.


I. Подготовка военных геодезических кадров.
   Первые реформы в России в XIX в. как в области управления образованием, так и в подготовке топографов и геодезистов, были проведены прежде всего в военной сфере. При этом было организовано 2 уровня специальной подготовки геодезических кадров: 1/ высший  школа колонновожатых, затем Академия при Главном штабе, а также специальные курсы Ф.Ф.Шуберта, В.Я.Струве  при Дерптской, а затем Пулковской обсерваториях; 2/ средний  топографические школы и училища.  В XIX  в. резко возросло число военных высших и средних учебных заведений. Во всех военных учебных заведениях, кроме теоретических занятий, проводятся геодезические (топографические) учебные летние практики. В Академии Генерального штаба цикл геодезических дисциплин изначально являлся одним из основных (как до, так и после открытия геодезического отделения).
Девятнадцатое столетие ознаменовалось формированием 1/ общего военно–топографического образования во всех военных учебных заведениях, необходимого для любого офицера, 2/ подготовки военных специалистов разных уровней геодезического и топографического профиля.
   До 1863 г. подготовка офицеров в России велась преимущественно в различных кадетских корпусах, а также в специальных учебных заведениях типа школы колонновожатых (см. следующий &), готовившей офицеров для Генерального штаба. С 1863 г. кадетские корпуса были преобразованы в военные училища и гимназии. Высший офицерский состав с 1832г. проходил подготовку при Академии Генерального штаба. Во всех военных учебных заведениях / кадетских корпусах и военных училищах/ значительное место /по времени,по объему знаний/ отводилось топографии. При этом военная топография рассматривалась как: 1/предмет общего образования и 2/ предмет образования специально военного.
   До 1836 г. не было единой программы обучения и единых учебников.            До 1814 г., вероятно, учебными пособиями служили книги Назарова, Котельникова, и Цицианова, а также учебники Войтяховского, Г. Сарычева. В 1814 г. выходит из печати прекрасная книга известного французского геодезиста Дюпена в отличном переводе Бурнашова  наиболее полное и наиболее современное по тому времени учебное пособие по топографии. Наконец, в 1819 г. издается переводная книга Беллавена, предназначенная для военных школ.
   С 1836 г. во всех военных учебных заведениях вводятся единые программы, рассчитанные на 8 лет обучения в 3–х отделах или курсах: 1/ два подготовительных, 2/ четыре общих, 3/ два специальных класса. Вместе с тем не было единого учебного пособия по топографии для такого рода учебных заведений. Только в 1840 г. появляется первое такое специализированное отечественное пособие, затем в 1854 г. выходят еще два. Начиная с восьмидесятых годов, издается значительное число учебников, полностью удовлетворявщих потребностям обучения топографии.
   Упорядочение обучения в военных уч.заведениях сводилось к совершенствованию программ (1849, 1852 гг.), составлению различных «Правил»(1839 г.) и «Наставлений»(1848,1852 гг.) для преподавателей по проведению занятий и учебных летних практик.
   С начала XIX  в., особенно после 1812 г., когда решено было перейти на топографические съемки, основой которых являлась триангуляция, армия остро нуждалась в офицерах геодезистах и топографах. Квартирмейстерская часть, имевшая незначительное число офицеров, не могла решить проблему комплектования полевых съемочных партий. Когда Теннер в 1819 г. приступил к топографическим съемкам в Виленской губернии, у него из 25 офицеров только 5 знали съемку и процесс черчения планов «по системе Лемана». Притом перед Теннером была поставлена задача  ежегодно возвращать в Главный штаб 5 офицеров, хорошо обученных съемкам.
   Отмеченные трудности производства военных съемок привели к тому, что кн. П.М. Волконский, возглавлявший в то время Главный штаб и квартирмейстерскую часть, поручил Ф.Ф. Шуберту разработать проект создания Корпуса военных топографов(КВТ), который был утвержден 28 января 1822 г. В положениях о КВТ было установлено что в корпус имеют право поступать кантонисты военно–сиротских заведений. Нижними чинами КВТ являлись топографы, которым необходимо было знать: грамматику и правописание, географию, арифметику, алгебру(до уравнений 1–степени), геометрию, плоскую тригонометрию, топографическую съемку, чистописание и рисование планов.
   Для получения такого рода знаний при корпусе учреждалось училище, состоявшее из двух классов (рис.2.1). За хорошую учебу топографы получали унтер–офицерский галун за отличие. При безупречной службе в течении 12 лет топограф производился в офицерский чин КВТ. Этот срок сокращался до 8 лет при наличии знаний «сферической тригонометрии, теории начертания географических проекций и определения долготы и широты астрономическими наблюдениями», подтвержденными экзаменами.
Топографы подразделялись на 2 класса (1–й класс  высший). Топографам 2 кл. преподавалась стереометрия, алгебра (до уравнений 3–ей степени), логарифмы, тригонометрия и низшая геодезия, география и теория проекций, «чертежи гор с моделей и теория Лемана». Топографы 1 кл. обучались сферической тригонометрии, основам конических сечений, математической географии, высшей геодезии или тригонометрической съемке и др. Летом предусматривалась учебная практика. Экзамены полагались через 6 месяцев, а через год  публичный экзамен, после которого топографам 2 кл. присваивался 1 класс, а топографы 1 кл. производились в офицеры (при успешной сдаче экзамена).


        

   Топографы 1 кл.на последнем году службы(8–й или 12–й год) возвращались в училище для учебы, экзамена и производства в офицеры.
 В 1822 г. на обучении находилось:топографов 1 кл.  20 человек, 2 кл.  17. В 1825 г. был произведен 1–й выпуск офицеров из училища: всего 12 прапорщиков. Следует отметить, что в первый год в КВТ было зачисленно 144 воспитанника военно–сиротских отделений.
    В 1832 г. происходит преобразование Генерального штаба. С этого времени КВТ подчиняется генерал–квартирмейстеру Генерального штаба. По штатам КВТ было положено 70 оберофицеров, 456 топографов, разбитых на 8 рот по номерам и по классам. Петербургская рота имела особое название (рота Военно–топографического Депо) и только она составила школу топографов (1 × 2 кл. всего 120 человек). С 1833 г. в эту роту разрешается принимать по экзамену недорослей из дворян, обер–офицерских детей, детей художников, первых 2–х гильдий купцов первых 2–х гильдий. С 1860 г. в эту роту стали принимать всех лиц имеющих право на военную службу. На офицерское звание, при выпуске из школы, необходимо было сдавать экзамен, на котором «пропускным»числом баллов являлась сумма не менее 175 из 210 баллов (число вопросов соответствовало числу баллов). Срок выслуги для производства в офицерский чин устанавливался для дворян 2 года, для лиц не обязанных рекрутской повинностью–4 года, а для обязанных  6 лет.
   За 50 лет деятельности КВТ (до 1872 г.) было покрыто съемками 44 губернии Европейской России, большая часть Кавказа и Финляндии  всего 3/4 Европейской России. В результате было издано 517 листов трехверстной карты (с 1845 г.).
 В 19 столетии (1867 г.) было организовано еще одно училище  картографическое.
   Высшая подготовка офицеров армии по геодезической специальности осуществлялась путем посылки их в академические заведения. Так еще в первом десятилетии XIX  в. генерал–квартирмейстер Сухтелен направил в академию к Ф.И.Шуберту офицеров обучаться астрономии и геодезии. Позднее офицеры Генерального штаба и КВТ стали направляться на 2 года для слушания лекций по астрономии и геодезии к В.Я.Струве в Дерпт (а затем в Пулково). После окончания они командировались на тригонометрические съемки.
   С 1830 г. учреждается Академия Генерального штаба (занятия начались в 1832 г.), при которой с 1854 г. открывается геодезическое отделение. По положению 1866 г. офицеры, окончившие геодезическое отделение Академии и практический курс Пулковской обсерватории, составили особый разряд офицеров КВТ с наименованием их геодезистами.
    В геодезическом отделении Академии Генерального штаба продолжительность обучения была 4 года: первые два года в стенах академии проходили теоретические курсы, последние два  в Пулковской обсерватории, где изучались практическая астрономия, высшая геодезия с практическими занятиями по исследованию инструментов,триангуляции, нивелированию и измерению базисов. Пулковский курс завершался самостоятельной работой («сочинением»), которая, с заключением руководителя  профессора, представлялась начальнику академии.
    Серьезности, глубине подготовки слушателей этого отделения способствовало также и то, что прием в него производился всего один раз в два года в количестве 7—10 человек. Так за 1854 г.—1864 г. на отделение было принято только 32 офицера. Преподавали в академии выдающиеся астрономы и геодезисты: А.Н.Савич (ученик В.Я.Струве)  с 1854 по 1882 гг., Н.Я.Цингер (с 1882 по 1905), В.В.Витковский (с 1905 г.). В Пулково занятия вели В.К.Деллен, И.Е.Кортацци, Ф.Ф.Витман.


II. Подготовка гражданских геодезических кадров.


   В первой половине XIX  в. подготовка геодезистов осуществлялась только по линии Межевого ведомства (межевое училище) и в горном институте в Петербурге. С 1835 г. Константиновское межевое училище реорганизуется в Константиновский межевой институт первоначально с тем же сроком обучения и с несколько изменившейся программой  добавлены были ряд дисциплин, в том числе выделена геодезия (до этого времени обучение геодезии проходило в классах геометрии и тригонометрии).
   В 1835 г. одновременно с преобразованием землемерного училища в институт была открыта при Межевой Канцелярии «школа чертежников», в которую первоначально были взяты 200 кантонистов. В последствии эта школа была названа «Школой межевых топографов».
Ввиду постоянного недостатка межевых специалистов в 1843 г. в 15 губерниях при уездных училищах организуются «дополнительные классы элементарного землемерия», а в Петербурге  «Мариинское межевое училище». Аналогичное училище создается в Москве на базе Сиротского дома. Были открыты также «Землемерные училища» в Пскове,Пензе, Курске, Уфе. В Тифлисе организуется школа Кавказских межевщиков. В училищах было 2 класса с годичным курсом.
    В 1850 г. Межевой Корпус (рис.2.7) получил военное устройство, но с 1867 г. вновь гражданское. Все это определило то состояние, что на межевании работали как военные, так и гражданские чины.
Землемерные училища выпускали межевых техников на должности уездных землемеров. Межевые инженеры (выпускники межевого института) могли иметь чины от прапорщика до генерала, а межевые топографы  от прапорщика до капитана.
  По аналогии с обучением топографов при Военно–топографическом Депо при межевом корпусе существовала школа межевых топографов (для лиц, не имеющих офицерского чина). Межевые топографы формировались в 2 роты (100—120 чел.), а по знаниям делились на 3 класса. В межевые топографы принимали детей дворян, художников, купцов, чертежников, землемеров и кантонистов. Устройство и организация школы межевых топографов было военным.
   В 1856 г. в России насчитывалось 1419 землемеров, а в 1911 г. уже более 7 700 человек. В 1913 г. кадры землемеров по землеустройству насчитывали 5.5 тыс. человек, причем из них было 35 межевых инженеров, 2600 окончивших землемерные училища, таксаторов и лесных кондукторов, окончивших годичные курсы. Для сравнения можно отметить, что в 1912 г. в Германии было зарегистрировано 6 080 землемеров (1 землемер на 100 кв. километров и 10800 жителей).
  Следует отметить, что основную массу профессиональных рабочих топографов и землемеров в первой половине столетия получали за счет военно–сиротских заведений и кантонистов, оканчивавших специальные школы в воинских частях. В этих школах предусматривалось начальное геометрическое образование, основу которого составляла элементарная практическая геометрия.
  Значительные объемы съемочных работ в рассматриваемый период выполнялись морскими офицерами  воспитанниками Морского кадетского корпуса.
  Во 2–й половине XIX  в. с упорядочением учебных заведений, учебных программ и планов, формируется методология обучения. Нарастающим потоком издается разнообразная учебная и научная геодезическая литература. Наибольшее распространение среди них получили многократно издававшиеся курсы топографии Беликова С.П., Витковского В.В., Маккавеева А.Ф. и Данилевского А.А., Высоцкого В.С., Зыбина И. и др. В этот период вышли курсы по высшей геодезии Н.А. Богуславского, В.В. Витковского, Д.Д. Гедеонова, А.М. Жданова, М.Ф. Хандрикова, Ф.А. Слудского,Н.Я.  Цингера, а также переводные В. Иордана и А. Кларка.
    В 19 столетии организуются различные «инженерные» институты: путей сообщения, сельскохозяйственный /Москва/, гражданских инженеров /Петербург/, политехнических /Киев/, лесной и др. Во всех этих институтах читаются различные курсы низшей геодезии, организуются летние геодезические практики. Естественно, что издаются учебники по низшей геодезии разной направленности и уровня. Особенно их число возрастает на рубеже двух столетий. Наибольшее распространение получили многократно переиздававшиеся курсы Андреева П.Н, Артамонова Н.Д, Бика А.Н, Болотова А.П, Богуславского Н.А, Пославского М.А, Соколова А.П. и Соловьева С.М.
   Франко–прусская война 1870 г. открыла новую сторону значимости топографической карты: она становится необходимой не только при маневрировании войск, но и для устройства позиций, для обеспечения стрельб нарезным оружием и из дальнобойных пушек. В результате в военно–учебных заведениях стали уделять значительно большое внимание курсу топографии.
   В XIX  в. впервые появляется большая группа специалистов, занимавшихся научными исследованиями. Если в I–й половине 19 столетия можно было по пальцам пересчитать геодезистов, научные исследования и педагогика для которых была основной сферой деятельности,то во 2–й половине XIX  в. число представителей этой группы заметно возросло. Естественно, это положительно сказалось на подготовке кадров высшей квалификации. Вместе с тем при возросших объемах работ и потребностей в сфере данной профессии специалистов все же не хватало.


Основание Константиновского межевого института 1779-1835гг.


 История университета началась в царствование императрицы Екатерины II, когда 27 мая 1779 года (14 мая по ст. стилю) на основании Указа Правительствующего Сената по межевой Канцелярии было объявлено об открытии Землемерной школы, которая была названа Константиновской в честь родившегося в тот год внука Екатерины II- Великого князя КонстантинаПавловича.
   Со дня основания школы Государство, в лице императрицы Екатерины II, покровительствовало этому учебному заведению, брало на себя обязанности поддерживать его и придавало особое значение землемерному делу, а также специальному межевому (землеустроительному) образованию.
    Недостаток землемерных кадров и государственная важность межевания послужили главной причиной образования Константиновской землемерной школы.
    В законах того времени так подчеркивается важность землеустроительных работ: «Производимое размежевание земель - есть дело, не только касающееся к пользе и спокойствию каждого владельца, но и самое Государственное, содержащее в себе собственную императорскую славу и пользу тишины и спокойствия всего Государства...».
   На межевой инструкции от 25 мая 1766 года Екатерина II начертала: «Укрепи, Господи, достояние людям Твоим», подчеркнув, тем самым, незыблемость размежеванной земельной собственности и важность землеустройства.
    В 1819 г. землемерная школа была переименована в Константиновсое землемерное училище, а в 1835 году - в Константиновский межевой институт.
       Первым директором Константиновского межевого института и автором первого Устава ВУЗа являлся известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Преподавателем русского языка в то время в институте работал великий русский литературный критик и философ Виссарион Григорьевич Белинский, преподавателем истории, чуть позже - известный русский историк Иван Егорович Забелин.
    С момента образования институт стал основным и единственным высшим учебным, методическим и научным центром по землеустройству в России. Сначала он был закрытым учебным заведением с численностью обучающихся в 200 человек и продолжительностью обучения 4 года.
       В 1849 году Константиновский межевой институт получил право перворазрядного вуза и был переведен на положение военного заведения, которое существовало до 1867 года.
    Большое значение межевому делу в России придавали русские императоры. Не случайно, государи - императоры Николай I 15 апреля 1849 г., 11 сентября 1850 г., 27 августа 1851 г. и Александр II 20 ноября 1862 года посещали Константиноский межевой институт и остались довольны уровнем землеустроительногообразования.
     26 декабря 1916 г. за заслуги перед отечеством в подготовке кадров институту было присвоено звание «Императорского». До революции 1917 года Константиновский межевой институт был исключительно мужским учебным заведением. В нем обучались только юноши.
     За период с 1835 г. по 1917 г. институт подготовил более 2000 специалистов, в том числе - около 1500 межевых инженеров.
    С 1917 г. Московский межевой институт, так стало называться это учебное заведение, вступил в следующий этап своего развития. В 1918 г. был разработан новый устав института и землеустроительное образование получило политическую направленность.



Константиновский межевой институт— закрытое, специальное по межевой части, учебное заведение в Москве, состоящее в ведении министерства юстиции. Днем основания К. института считается 14 мая 1779 г., когда при московской межевой канцелярии открыто было землемерное училище, наименованное Константиновским. В училище это отданы были 36 землемерных помощников и учеников, состоявших при межевой канцелярии; обучались они арифметике, геометрии и копированию планов, но многих из них приходилось засадить еще и за азбуку. До 1797 г. К. землемерное училище содержалось за счет вычетов из жалованья чинов ведомства межевой канцелярии. В 1835 г. училище преобразовано в Константиновский межевой институт с четырехгодичным курсом, для подготовки уездных землемеров. Новый устав 1844 г. расширил круг преподаваемых в институте наук, сохранив за ним, однако, характер специального средне-учебного заведения. В 1849 г. институт поставлен был на военную ногу и число классов увеличено с 7 до 8. В 1850 г. восьмой класс наименован был инженерным; введено преподавание практической астрономии и теории и практики употребления инструментов для магнитных наблюдений; для отличнейших воспитанников образованы одногодичные дополнительные курсы. В 1861 г. в институт допущены экстерны. В 1862 г. из VII и VIII классов К. института и школы межевых топографов образовано одно инженерное отделение при К. институте. В 1867 г. межевой корпус, а с ним и К. институт получил гражданское устройство. В первый класс института воспитанники принимаются в возрасте от 12 до 16 лет, на казенный счет или своекоштными пансионерами; последние платят 200 р. в год и 30 р. единовременно на обзаведение. Казеннокоштными воспитанниками принимаются преимущественно дети землемеров и чиновников, служивших по межевому управлению, а затем дети канцелярских служителей, дворян и художников. Институт состоит из 4 общеобразовательных классов (4-й класс — с двухгодичным курсом), 2 землемерных и 2 инженерных. Специальные предметы преподавания: геодезия и межевание, плоская и сферическая тригонометрия, межевые законы и межевое делопроизводство, с кратким обзором общего судопроизводства и органов управления, физика, в связи с начальными основаниями механики и агрономии (в пределах, необходимых для таксации земель), минералогия и геогнозия, начальные основания гражданской архитектуры и мостовых сооружений, изображение ситуации на межевых планах и черчение их, практическая астрономия, теория и практика магнитных наблюдений. В летние месяцы воспитанники 5 старших классов переводятся в лагерь для практического обучения межеванию, съемкам, нивелированию и астрономическим определениям. Окончившие полный курс наук получают звание межевого инженера (с чином Х кл.) или старшего землемерного помощника (с чином XII кл.). Казеннокоштные воспитанники института обязаны прослужить по межевому ведомству пять лет. При институте существуют обсерватории астрономическая, метеорологическая и магнитная, геодезический музей, учебная геодезическая коллекция и склад лагерных инструментов; имеется и класс ручного труда, в котором преподаются мастерства слесарное, токарное и переплетное. Бюджет института составляет 140 с лишним тысяч рублей. В 1894 г. в общеобразовательных классах института состояло 159 учеников, в землемерных 69 и в инженерных 13. Ср. кн. I. Мещерский, "К. землемерное училище" ("Русский Архив", 1877 г., т. I).



























Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Воронежский государственный аграрный университет имени К.Д. Глинки

                                                                             


Кафедра Земельного Кадастра



ДОКЛАД НА ТЕМУ:
 Необходимость подготовки в России специальных землеустроительных кадров. Основание Константиновского межевого института 1779-1835гг.


                                                                  

                                                                 

                                                                    Подготовил: студент З-II-1
                                           Буланова Е.Г.
                                                                   Проверил: ассистент, к.э.н.
                                          Гвоздева О.В.








Воронеж-2008


Список литературы


1.     Варламов А.А., Комов Н.В., Шаманаев В.С., Хлыстун В.Н. «Государственное регулирование земельных отношений» М.,2000.

2.     Землеустроительное проектирование и организация землеустроительных работ / Под ред. С.Н. Волкова. – М.:Колос,1998.

3.     История земельных отношений и землеустройства/Под ред. А. А. Варламова.- М.: колос,2000.

Купите мне чашечку кофе, если статья оказалась полезной.
SHARE
    Blogger Comment
    Facebook Comment

0 коммент.:

Отправить комментарий